
Итоговое собеседование
27 декабря 2023, 08:58
Уважаемые родители (законные представители), обучающиеся 9 классов!
Уже совсем скоро, 14 февраля 2024 г., обучающимся 9 классов нашей школы предстоит принять участие в итоговом собеседовании по русскому языку. Напоминаем! Итоговое собеседование является допуском к основному государственному экзамену. В этом учебном году итоговое собеседование пройдет по новому порядку ГИА-9. КИМ итогового собеседования остались без изменений. Однако, оптимизировали критерии оценивания заданий по итоговому собеседованию.
Итоговое собеседование выпускники 9-х классов всех школ РФ будут проходить 14 февраля 2024 года, как обязательный допуск к ГИА. Педагоги оценят результаты девятиклассников по системе «зачет»/«незачет». Для учеников, которые получили «незачет», пропустили или не завершили итоговое собеседование по уважительным причинам, а также не завершили собеседование из-за нарушения порядка проведения
будут дополнительные сроки сдачи: 13 марта и 15 апреля. Девятиклассники выполнят на итоговом собеседовании 4 задания.
Ученик читает текст, пересказывает его и включает в пересказ предложенную в задании цитату, готовит и произносит монолог и участвует в диалоге с экзаменатором.
На собеседование с одним учеником отводится примерно 15–16 минут. Во время ответов всех учеников будет вестись аудиозапись.
В задании 1 ученик читает небольшой текст. Обратите внимание, что к выразительному чтению ребенок готовится не больше 2 минут. Выразительное чтение текста в задании 1 эксперты оценят по трем критериям.
Критерий 1 связан с интонацией. Эксперты оценят, как ученик делает паузы на запятых, повышает или понижает голос от начала и до середины предложения, в конце предложения. Также они оценят, как школьник голосом выделяет наиболее значимые по смыслу слова, выражает эмоции, если в тексте есть восклицательные или вопросительные знаки.
Если ученик увидит все знаки препинания, правильно их проинтонирует, то получит 1 балл.
Критерий 2 связан с оценкой темпа речи и коммуникативной задачей.
Коммуникативная задача – задача, которую автор ставит перед читателем. Чтобы ее раскрыть, автор создает текст, придумывает тему и основную мысль. Любой текст выпускнику лучше читать не слишком быстро. Темп речи выбрать средний.
Критерий 3 - искажения слов. Если ученик прочитает текст без искажений, то получит 1 балл. Если допустит искажение минимум одного слова, то получит 0 баллов. Задание 2- пересказ. Но нужно не просто пересказать, а включить в пересказ цитату. Как оценят пересказ?
Если ученик пересказал текст подробно и сохранил все микротемы, он получит 2 балла. Если он добавил или забыл одну микротему, то он получит 1 балл за критерий 1.
Второй критерий в оценке пересказа связаны с тем, как ученик встроил в свой текст высказывание. Если он уместно и логично встроил высказывание, то получит 1 балл за критерий 2.
Третий критерий проверяет способность запоминать цитаты. Выпускник получит 1 балл за безошибочное цитирование. И не получит баллов, если сделает хотя бы одну ошибку.
За задание 2 выпускник сможет получить максимум 4 балла.
В задании 3 выпускник 9-го класса готовит монолог по одной из тем за 1 минуту.
Но ученик не просто рассказывает что-то по теме. Ему необходимо подготовить монолог определенного типа речи: описать фотографию, подготовить повествование на основе своего жизненного опыта или рассуждение по определенной проблеме. Чтобы ученикам было легче подготовить монолог, в экзаменационных материалах есть карточки по трем темам. На карточках вопросы, на которые нужно ответить в монологе.
Монолог ребенок произносит за 3 минуты.
Если ученик ответит на все вопросы, не перепутает факты при описании фотографии и приведет не менее 10 фраз по выбранной теме, то он получит 2 балла по критерию 1.
Если высказывание будет логичным и последовательным – еще 1 балл по критерию «Логичность монологического высказывания».
Учитывайте, что если ребенок рассказывает текст не по теме, то он не справился с коммуникативной задачей. Такой монолог на собеседовании оценят нулем баллов и задание 3 посчитают невыполненным.
Последнее задание – диалог.
Учащийся беседует с экзаменатором по той теме, по которой готовил монолог.
В экзаменационных материалах есть вопросы для экзаменатора, которые он будет задавать ученику.
В диалог ученик вступает без подготовки. Беседа длится не более 3 минут.
Как оценивают диалог? Если школьник справился с коммуникативной задачей, ответил на вопросы в диалоге, то получает 2 балла.
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей и дал развёрнутые ответы только на два вопроса в диалоге, то получит за задание 1 балл
Ответ не зачтут, если участник итогового собеседования даст развернутый ответ только на один вопрос в диалоге. Также выпускник получит 0 баллов, если ответы на вопросы будут односложными либо ответов не будет вообще.
Еще есть дополнительная оценка за грамотность речи. Грамотность речи оценивают во время выполнения всех заданий - с 1 по 4.
Чтобы получить оценку за грамотность речи, девятиклассник должен приступить к выполнению минимум трех заданий из четырех.
Если выпускник не приступит к выполнению двух или более заданий, то за грамотность речи он получит 0 баллов.
Эксперты проверят правильность, богатство и точность речи девятиклассника.
Оценят насколько разнообразные слова использует ученик, насколько разные по конструкции предложения. За правильность, богатство и точность речи выпускник может получить максимум 8 баллов.
Выпускник получит “зачет”, если наберет 10 баллов.
Итогового собеседования не надо бояться. Задания 1 и 2 включают работу с одним и тем же текстом. Читать и пересказывать умеет каждый ученик.
Задания 3 и 4 также построены на одних и тех же текстах. Все задания можно выполнить за 15 минут, включая подготовку.
